Введение
Цель показывает какого результата мы хотим достичь.
Цели, как правило, сопровождаются показателями в которых задается их текущее значение и целевое значение. Хорошим признаком является раскрытие цели по методике SMART.
Виды целей
При определении цели мы должны понимать рамки нашего решения в бизнесе. В зависимости от уровня решения цели могут быть следующие:
- Цели бизнеса — помогают понять каким мы видим бизнес в результате
- Цели отдельного аспекта бизнеса — например, отношение с клиентами
- Цели отдельного функционального подразделения — что изменится на уровне отдельного функционального подразделения
- Технические цели — что на уровне технологий будет изменено
- Методические цели — что на уровне подходов будет изменено
- Функциональные цели — что изменится на уровне отдельно взятой функции.
На что обратить внимание
- Конфликт целей — цели могут конфликтовать между собой. Конфликт может заключаться в том что цели имеют противоположные метрики — например одна цель направлена на сокращение затрат, другая подразумевает их увеличение.
- Цель не того уровня — цели в документе должны соответствовать уровню решения. Вы не можете выбирать цели бизнеса если речь идет о небольшом изменении системы.
- Подмена Goals на Objectives – вместо целей часто указывают Objectives – что конкретно нужно получить. Оба компонента важны — но их нужно указывать в своих разделах.
- Нет всех компонент SMART – это не модная штука, это объективная необходимость. Вы должны убедится что цель полностью расписана по SMART.
- Цель не определяет способ ее достижения. Цель определяет желаемое состояние.
- Покрытие через objectives – каждую цель должны сопровождать конкретные ожидаемые результаты.
- Соответствие требований целям — это задача убедится в обратную сторону что требования соответствуют заявленным целям.
- Иерархия целей — для сложных решений цели могут быть представлены в виде разветвленной иерархии — цели более высокого уровня могут разбиваться на подцели.
- Жизненный цикл целей — не все цели требуют достижения сейчас, не все цели будут актуальны завтра.
Модель цели
Описание цели
- Название
- Описание — что это такое, как она определяется
- Приоритет
- Важность
Измерение цели:
- Текущее (фактическое) состояние — что у нас есть сейчас
- Плановое состояние — куда мы стремимся, что мы стремимся получить
- Подход к измерению — как мы будем измерять цель
- Метрика удовлетворенности — какой уровень достижения цели будет нас удовлетворять и в какой степени
- Метрика выгод — как измерить выгоды от достижения цели
Дополнительные данные:
- Дополнительные требования — ограничения и условия касательно цели.
- SMART карта цели
- Связи между целями — какие цели поддерживают другие цели, между какими целями есть конфликт
- Дочерние цели
Методы
Метод GQM
Метод GQM – Виктор Бэйзил предложил модель GQM ( Goal — Question — Metric; Цель — Вопрос — Показатель). Суть метода — определите цель, которую вы хотите достичь, сформулируйте вопросы, характеризующие важные аспекты, связанные с поставленной целью, подберите метрики, позволяющие ответить на заданные вопросы. Вы получаете дерево из трех уровней.
SMART карта цели
SMART карта целей сформирована пятью популярными аспектами цели – Specific (Конкретность), Measurable (Измеримость), Attainable (Достижимость), Relevant (Уместность) и Time-bound (Ограниченность во времени). Кроме классической расшифровки существует больше слов на такие же буквы, которые стоит упомянуть в определении цели.
Specific. Объясняется, что именно необходимо достичь. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия». Что можно добавить к “S”:
- Simple sensible – цель должна быть простая и понятная
- Significant – она должна восприниматься как нечто важное
Measurable. Объясняется, в чем будет измеряться результат. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25% относительно чистой прибыли текущего года». Цели надо сопровождать перечнем KPI (Key Performance Indicators). Что делать если измерение не дается:
- Сама по себе не измерима — например, удобство. Найти последствия от изменений — какие последствия от этого будут в действиях людей.
- Касается жизни. Не стеснятся оценивать стоимость жизни человека в деньгах — возьмите оценку жизни страховых компаний, уровень компенсации авиакомпаний
- Возможно это компоненты более высокого стратегического определения миссии. Это характерно для высоких глобальных целей – “творить добро”
К букве “M” можно добавить:
- Meaningful – значимость
- Motivating – мотивирующее
Achievable. Цель достижима — нужно дать выкладку аргументов которые будут подтверждать вашу уверенность в этом. Нужно обязательно убедится в том что у вас есть реальная возможность достичь цель.
Можно добавить:
- Actual – актуальна
- Agreed – согласована
- Attainable – синоним Achievable. Иногда используется в расшифровке вместо Achievable.
Relevant. Relevant – соответствующая, уместная, адекватная. В данном месте вы должны проверить вашу цель на соответствие стратегии бизнеса высшего уровня, соответствие видению и миссии.
Можно добавить:
- Reasonable – резонна
- Realistic – реалистична
- Resourced – обеспечена ресурсами
- Results-based – есть ожидаемые результаты.
Time bound. Определение срока или временного промежутка, по наступлению / окончанию которого должна быть достигнута цель.