Goals

Введение

Цель показывает какого результата мы хотим достичь.

Цели, как правило, сопровождаются показателями в которых задается их текущее значение и целевое значение. Хорошим признаком является раскрытие цели по методике SMART.

Виды целей

При определении цели мы должны понимать рамки нашего решения в бизнесе. В зависимости от уровня решения цели могут быть следующие:

  • Цели бизнеса — помогают понять каким мы видим бизнес в результате
  • Цели отдельного аспекта бизнеса — например, отношение с клиентами
  • Цели отдельного функционального подразделения — что изменится на уровне отдельного функционального подразделения
  • Технические цели — что на уровне технологий будет изменено
  • Методические цели — что на уровне подходов будет изменено
  • Функциональные цели — что изменится на уровне отдельно взятой функции.

На что обратить внимание

  • Конфликт целей — цели могут конфликтовать между собой. Конфликт может заключаться в том что цели имеют противоположные метрики — например одна цель направлена на сокращение затрат, другая подразумевает их увеличение.
  • Цель не того уровня — цели в документе должны соответствовать уровню решения. Вы не можете выбирать цели бизнеса если речь идет о небольшом изменении системы.
  • Подмена Goals на Objectives – вместо целей часто указывают Objectives – что конкретно нужно получить. Оба компонента важны — но их нужно указывать в своих разделах.
  • Нет всех компонент SMART – это не модная штука, это объективная необходимость. Вы должны убедится что цель полностью расписана по SMART.
  • Цель не определяет способ ее достижения. Цель определяет желаемое состояние.
  • Покрытие через objectives – каждую цель должны сопровождать конкретные ожидаемые результаты.
  • Соответствие требований целям — это задача убедится в обратную сторону что требования соответствуют заявленным целям.
  • Иерархия целей — для сложных решений цели могут быть представлены в виде разветвленной иерархии — цели более высокого уровня могут разбиваться на подцели.
  • Жизненный цикл целей — не все цели требуют достижения сейчас, не все цели будут актуальны завтра.

Модель цели

Описание цели

  • Название
  • Описание — что это такое, как она определяется
  • Приоритет
  • Важность

Измерение цели:

  • Текущее (фактическое) состояние — что у нас есть сейчас
  • Плановое состояние — куда мы стремимся, что мы стремимся получить
  • Подход к измерению — как мы будем измерять цель
  • Метрика удовлетворенности — какой уровень достижения цели будет нас удовлетворять и в какой степени
  • Метрика выгод — как измерить выгоды от достижения цели

Дополнительные данные:

  • Дополнительные требования — ограничения и условия касательно цели.
  • SMART карта цели
  • Связи между целями — какие цели поддерживают другие цели, между какими целями есть конфликт
  • Дочерние цели

Методы

Метод GQM

Метод GQM – Виктор Бэйзил предложил модель GQM ( Goal — Question — Metric; Цель — Вопрос — Показатель). Суть метода — определите цель, которую вы хотите достичь, сформулируйте вопросы, характеризующие важные аспекты, связанные с поставленной целью, подберите метрики, позволяющие ответить на заданные вопросы. Вы получаете дерево из трех уровней.

SMART карта цели

SMART карта целей сформирована пятью популярными аспектами цели – Specific (Конкретность), Measurable (Измеримость), Attainable (Достижимость), Relevant (Уместность) и Time-bound (Ограниченность во времени). Кроме классической расшифровки существует больше слов на такие же буквы, которые стоит упомянуть в определении цели.

Specific. Объясняется, что именно необходимо достичь. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия». Что можно добавить к “S”:

  • Simple sensible – цель должна быть простая и понятная
  • Significant – она должна восприниматься как нечто важное

Measurable. Объясняется, в чем будет измеряться результат. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25% относительно чистой прибыли текущего года». Цели надо сопровождать перечнем KPI (Key Performance Indicators). Что делать если измерение не дается:

  • Сама по себе не измерима — например, удобство. Найти последствия от изменений — какие последствия от этого будут в действиях людей. 
  • Касается жизни. Не стеснятся оценивать стоимость жизни человека в деньгах — возьмите оценку жизни страховых компаний, уровень компенсации авиакомпаний
  • Возможно это компоненты более высокого стратегического определения миссии. Это характерно для высоких глобальных целей – “творить добро”

К букве “M” можно добавить:

  • Meaningful – значимость
  • Motivating – мотивирующее

Achievable. Цель достижима — нужно дать выкладку аргументов которые будут подтверждать вашу уверенность в этом. Нужно обязательно убедится в том что у вас есть реальная возможность достичь цель.

Можно добавить:

  • Actual – актуальна
  • Agreed – согласована
  • Attainable – синоним Achievable. Иногда используется в расшифровке вместо Achievable.

Relevant. Relevant – соответствующая, уместная, адекватная. В данном месте вы должны проверить вашу цель на соответствие стратегии бизнеса высшего уровня, соответствие видению и миссии.

Можно добавить:

  • Reasonable – резонна
  • Realistic – реалистична
  • Resourced – обеспечена ресурсами
  • Results-based – есть ожидаемые результаты.

Time bound. Определение срока или временного промежутка, по наступлению / окончанию которого должна быть достигнута цель.