Business Model

Введение

Бизнес модель — отличная точка вступления в концепцию решения. В этом разделе вы можете дать краткую или полную канву бизнеса: кто наши клиенты, в чем наша предлагаемая ценность, какими ресурсами и отношениями мы оперируем. Если вы используете Business Model Canvas – у вас есть готовый шаблон или даже заполненные блоки информации.

Раздел кажется очевидным, ведь бизнес работает и все всем понятно. Но когда дело доходит до обсуждения положений бизнес модели, то со стороны ИТ часто наблюдается не совсем то что мы ожидаем

  • Как собака — глаза умные, многое знает, но сказать не может
  • Лебедь, рак и щука — каждые говорит за свое, встречаются разные пояснения, противоречивые версии, мы перестаем понимать чем же занимается компания

Вы можете выбрать один из трех форматов написания:

  1. Минимальный формат — абзац с ключевой сутью бизнеса и элементом целевой стратегии — четверть страницы.
  2. Расширенный формат — добавляете исключительно целевые аспекты и более полно даете стратегию — около половины страницы текста.
  3. Полный формат — вы расписываете все аспекты бизнес модели. В каждом аспекте выбираете уровень детализации исходя из рамок решения — до двух страниц текста.

Минимальное и краткое описание

В минимальном описании вы в рамках одного абзаца даете общее описание бизнеса — например – “мы покупаем жаб на фермах в регионах, сортируем, готовим и упаковываем их и продаем в столичных магазинах для гурманов. Мы в уникальной высокомаржинальной нише для клиентов с большим уровнем дохода. Ключевые стратегии развития — это повышение скорости доставки, повышение качество хранения и создание канала прямых заказов”.

В кратком описании вы расширяете обзорный абзац и выбираете несколько важных аспектов бизнес модели для уточнения. Из рекомендуемых расширений дать информацию о клиентах и более точно о создаваемой для них ценности, ключевых характеристиках ценности, принципиальных позиций ценностной модели (представлена в модели стратегии голубого океана). Очень важно дать положения стратегии, целей и задач компании которым должно соответствовать решение.

Полное описание

Полное описание может основываться на канве бизнес-модели: потребители, отношения с заказчиком, каналы поставки, ключевые активности, достоинства и предложения, ключевые ресурсы, структура затрат и источники доходов, партнеры.

В ключевых направлениях возможно следует указать более длинную цепочку создания ценности. Например для оптимизации закупок вы можете описать особенности работы на 1-2 звена дальше от вас и уточнить особенности работы ваших партнеров по логистике.

Вы не должны описывать бизнес модель полно и точно. Вы выбираете уровень детализации таким чтобы он помог исполнителю понять вас и подобрать лучшее решение. Что может быть изложено в рамках бизнес-модели:

  • Инфраструктура – описывает как и с помощью чего компания производит ценность, по сути определяется основа производственных процессов предприятия:
    • Процессы – наиболее важные процессы в цепочке создания ценностей клиентам компании. Укажите те процессы которые попадают в автоматизацию более подробно, остальные обобщите.
    • Ресурсы – ключевые ресурсы, которые необходимы для создания ценности клиентам компании. Ресурсы могут быть человеческие, финансовые, средства производства, интеллектуальные ресурсы. Подчеркните те ресурсы которые должны быть оптимизированы, удалены или добавлены в рамках вашего проекта. Само решение может быть новым ресурсом.
    • Технологии — какие технологии производства используются. Вы можете дать самую общую характеристику если решение не влияет на технологию и более подробно если решение нацелено на изменение технологии производства.
    • Партнеры – ключевые партнеры, взаимоотношения с которыми могут повлиять на процесс создания ценности для клиентов компании. Сюда могут попадать поставщики материалов, логистические операторы, поставщики энергии. Если в фокус решение попадает одна из веток отношений с партнерами — рассмотрите детализацию по цепочке создания ценности на 1-2 уровня дальше.
  • Предложение  – описывает кому что вы предлагаете на рынке:
    • Предлагаемая ценность (Value proposition) – набор продуктов и услуг, которые выделяют компанию среди конкурентов на рынке и создают ценность для клиентов. Следует указать подробно ту часть продуктового каталога которая в фокусе значения. Рекомендуется четко указать позиционирование свойств предложения — какие потребительские свойства с каким качеством вы предлагаете клиентам (отличное расположение, среднее качество, высокая скорость, компактный и простой набор предложений). Укажите текущую модель и планируемые изменения: что вы планируете повысить, что вы планируете понизить в уровне.
    • Клиенты – компания должна в первую очередь понять, кто будет пользоваться предлагаемыми ею продуктами или услугами, каковы их потребности и каковы особенности целевого рынка. Различные группы клиентов включают: массовый рынок, нишевые рынки, сегменты рынка, диверсификация (фокусирование одновременно на различных сегментах рынка), взаимозависимость клиентов (компания в рамках одного предложения обслуживает потребности различных клиентов).
    • Каналы сбыта – способ доставки продукта или услуги до клиента, удовлетворяющий потребностям в скорости, эффективности и стоимости.
    • Взаимоотношения – каким образом будут строиться взаимоотношения с клиентами, каким образом компания будет приобретать новых клиентов, удерживать существующих и развивать отношения с ними. Очень важно расписать этот аспект при построении решений для клиентов — мобильных приложений, сайтов, сервисов обслуживания. Укажите какие виды обслуживания могут быть и как они организованы. Это могут быть персональное обслуживание, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщество клиентов – прямое взаимодействие между клиентами компании, компания предоставляет платформу в рамках которой клиенты могут обмениваться идеями, советами и решать различные проблемы, совместная работа – клиенты непосредственно участвуют в процессе создания дизайна продукта или услуги компании.
  • Финансы – описание особенностей организации финансовых потоков компании, как входящих (ценообразование), так и исходящих (структура затрат). Обычно этот блок исключается из документов — он содержит достаточно много конфиденциальной информации. Перед тем как полностью исключать его — просмотрите перечень задач вашей стратегии — что из них имеет прямое отношение к финансовой части и что вам следует указать в части затрат или доходов:
    • Структура затрат – описание основных финансовых моделей и объектов инвестиций компании: в области расходов важно понять какие модели оптимизации затрат работают и где нужно их усиливать (экономия за счет масштаба, аутсорсинг непрофильных функций).
    • Источники дохода – способ получения финансирования с каждого из рыночных сегментов, на котором она работает: продажа товара, плата за использование, плата за подписку, сдача в аренду, лицензирование, посредничество, реклама. Вы упоминаете те источники доходов которые нуждаются в усилении или создании.
  • Стратегия — это обобщение выше описанных разделов — самые главные общие положения для бизнеса
    • Миссия и Видение — этот пункт очень полезен для нового бизнеса. Если в видении есть компактная уникальная картинка вашего целевого положения — добавьте ее. Если формулировка есть на сайте — сошлитесь на нее.
    • Цели и задачи бизнеса по ключевым аспектам — могут опускаться детали, важно указать направление. Вы не должны раскрывать значение фактических бизнес показателей и давать плановые — но общее направление целей стоит указать.
    • Стратегия достижения — как вы собираетесь достигнуть поставленных целей и задач
    • Принципы — ключевые бизнес правила, положение этики которые являются важными в стратегическом плане.