Processes

Введение

Процессы — описание способа взаимодействия людей внутри и вне бизнеса, систем, ресурсов и технологий в рамках потока создания ценности. Процессы представляют собой устоявшиеся условно постоянные схемы организации. Часто они объединяют участников из различных организационных структур.

Почему процессы важны в описании EA для программного решения? Потому что практически всегда они являются элементом изменения в компании — новые процессы создаются, существующие процессы улучшаются, устаревшие или ненужные процессы закрываются.

Какие процессы включать?

Укажите перечень ключевых процессов для решения — должны обязательно попасть следующие процессы

  • Процессы которые непосредственно включены в целевое изменение — важно описать подробно
  • Связанные процессы по цепочке — процессы-поставщики и процессы-получатели — рекомендуется дать минимальное описание
  • Регулирующие процессы — опционально, описание может быть минимальным (достаточно списка названий и ответственных)
  • Контролирующие процессы — рекомендуется указать в минимальном описании (достаточно списка названий и ответственных)
  • Обеспечивающие процессы — процессы которые поддерживают ресурсы, обеспечивают функции сопровождения.

Описание процессы

По ключевым процессам стоит дать описание в виде компактной таблицы:

  • Код — код процесса в системе классификации (если есть)
  • Название — краткое название процесса
  • Краткое описание активности — что выполняется в рамках процесса. Отлично если можно приложить схему процесса с подробным описанием.
  • Кто владелец процесса — кто отвечает за него
  • Кто администрирует процесс — кто реально следит за его выполнением, администрирует его выполнение
  • Ключевые участники процесса
  • Входы процесса — какие результаты других процессов или какие входящие элементы извне получает процесс
  • Выходы процесса — какие результаты дает процесс другим процессам или что поставляется вне системы
  • Чем процесс регулируется — правила, регламенты, законы
  • Что процесс использует для производства ценности — потребляемые ресурсы — это не то что подается на входе, это то что используется в процессе “из розетки” или “инструменты на полке”

Советы

  • Смотрите на процесс как не цепочку создания ценности — почему кто-то нуждается в его результатах, какие потребности со стороны потребителя.
  • Смотрите на процесс как на бизнес — где затраты, где выгоды. Процесс по сути своей есть “клетка” бизнеса. К процессу применимы даже такие инструменты как матрица голубого океана.
  • Изучайте локальную модель заинтересованных лиц и интересов в рамках процесса – вы можете увидеть разные модели влияния и разное поведение заинтересованных лиц в нем.