Challenge

Введение

Вызов — это комплексные изменения во внешней или внутренней среде бизнеса которые существенно меняют факторы влияния, поведение агентов и изменяют структуры среды.  Анализ вызовов требует широкого понимания бизнеса, требует strategic view на бизнес, понимание природы вызова, его влияния на бизнес, всех возможных последствий.

Примеры вызовов — выход на новый рынок, изменений налогов, появление нового законодательства GDPR.

Вызовы несут в себе как риски так и возможности. Но в целом мы чаще можем оценить вызов как позитивный или негативный. Отличие вызова от риска или возможности в том что нет однозначной оценки — вызов может нести несколько рисков и несколько возможностей одновременно.

Вызовы не всегда могут быть “белыми и пушистыми”. Вызовы могут иметь сильный негативный окрас, примеры могут быть очень разные: воровство (этом типичный сценарий для ERP и CRM решений), уклонение от налогов (а этом может быть целью проекта), коррупция и насилие (Compliance), сокрытие проблем с качеством продукции, нарушение правил безопасности. Все что угодно — где-то вы помогаете клиенту бороться с негативными вызовами, где-то вы будете адвокатам вашего клиента. Вдохнули, выдохнули, спокойно работаем.

Как найти

Бизнес часто готов сразу назвать пару вызовов. Очень легко и просто принять этот список и пойти дальше. Но это будет ошибка. Очевидные и ясные для бизнеса вызовы — это не результат работы аналитика. Вы не можете принять тот перечень вызов как окончательный — вы должны проверить менее очевидные вызовы:

  • Вызовы которые бизнес не может увидетьотсутствия видения –  в силу привычки часть вызовов не воспринимаются как что-то особенное, в силу отсутствия стратегического видения
  • Вызовы которые бизнес не хочет видеть  — шкаф со скелетами — часто это человеческий фактор высшего руководства, политика, нелегальная деятельность. Аналитику надо крайне аккуратно работать с таким перечнем вызовов. Иначе работа аналитика может быть прекращена/терминирована.

Как вы можете идентифицировать вызовы:

  • По их косвенным проявлениям — структурные проблемы, негативные эффекты. Вы замечаете проявления, раскручиваете цепочку причинно-следственной связи
  • Опыт — вы знаете типичный набор вызовов. Это самый рабочий инструмент — но он требует огромного количества времени или обмена опытом. Подключайте аналитиков, которые работали в домене для расширения опыта.
  • Слухи — неофициальные каналы могут приносить информацию. Требуется проверка. Пользуйтесь социальными механизмами интеграции, слушайте, замечайте. Втеритесь в доверие, вы же чуть-чуть Штирлиц!

Особенности работы с вызовами

Перед аналитиком не стоит задача написать всю правду о бизнесе и вытащить на бумагу все скелеты. Это не принесет никакого конструктивного результата. Поэтому очевидные «Le secret de Polichinelle» которые связаны с острыми моментами налогов, политикой и человеческим фактором связанных с собственником мы принимаем к сведению и не пишем. И не обсуждаем.

Но даже с очевидными вызовами без политического контекста надо быть аккуратным. Резкое определение негативных вызовов может спровоцировать защитную реакцию. Люди не любят проблем, особенно проблем у которых есть персонификация. Очень сложно найти в бизнесе руководителя который будет рад выявленным проблемам в его зоне ответственности в которых явно прослеживается его вина. Поэтому:

  • Ищите способ сформулировать негативный вызов как позитивную возможность,
  • Оценивайте силу влияния заинтересованного лица в зоне ответственности которого вы нарыли вызов
  • Предварительно соберите информацию о возможном отношении к вызову.
  • Рассмотрите возможности мягко приватно посоветоваться с заинтересованным лицом в зоне вызова. Спросите его разрешение и видение.

Что поможет вам пройти минное поле вызовов с наименьшим ущербом для проекта и для вас лично:

  • Тактичность, выдержанность, спокойствие, корректность, никаких личностных характеристик
  • Не допускайте сюрпризов. Все вызовы должны быть сначала проговорены индивидуально. Никаких сюрпризов.
  • Не спешите. Не начинайте работу с выявления всех возможных вызовов сразу — постепенно возвращайтесь к этой теме.
  • Играйте в “угадай мелодию”. Пробуйте сформировать понимание проблемы у наиболее сильных заинтересованных лиц косвенно — задавайте вопросы. Добейтесь того чтобы не вы назвали имя проблемы – а это сделал другой человек.
  • Действуйте прямо только в крайнем случае. После того как вы оценили реакцию, поняли позицию заинтересованного лица, оценили последствия, получили мнение — подсчитайте уровень защиты вашего броника и проверьте наличие каски и смело беритесь за документирование 🙂

Модель вызова

То что вы сможете описать — вы сможете описать. Давайте посмотрим на то что вы можете формализовать в документе или в таблице вызовов.

Описательная часть:

  • Название вызова
  • Описание вызова

Упорядочивание:

  • Важность для бизнеса
  • Приоритет в проекте

Анализ

  • Перечень причин — от чего зависит данный вызов, чем он обоснован
  • Перечень заинтересованных лиц — кто заинтересован в данном вызове и как
  • Перечень объектов влияния — на какие компоненты EA оказывает влияние данный вызов.

Квалификация:

  • Характеристика
    • Риск — мы оцениваем вызов по его скорее отрицательному влиянию как риск
    • Возможность — мы оцениваем вызов по его скорее положительному влиянию как возможность
    • Смешанное  — если мы не можем однозначно оценить вызов как положительный или отрицательный
  • Перечень последствий — очень часто реализация вызова может иметь несколько последствий

Видение:

  • Выбор стратегии в рамках данного проекта — реализация (увеличение вероятности), уменьшение вероятности, подготовка к последствиям
  • Описание ожидаемого решения

Укажите перечень возможностей и рисков которые связаны с данным вызовом. Рекомендуется сослаться на перечень идентифицированных записей. Помните что возможности и риски могут быть связаны с несколькими вызовами.

Оценка вызова

Оценку вызова лучше делать посредством суммирования оценок последствий.

Каждое последствие имеет свою оценку:

  • Вероятность наступления — процент
  • Естественная оценка — оценка с указанием единиц измерения — это может быть, например, изменение доли рынка, рост удовлетворенности покупателей, изменений стоимости электричества, повышение надежности компонент
  • Монетарная оценка — далеко не всегда можно дать — но вам нужно найти способ монетарной оценки.

Инструменты работы с вызовами

Стандарт BABOK рекомендует следующую последовательность действий:

  • Оцените величину негативного / позитивного влияния
  • Оцените эффект, который можем получить, если закроем проблему одним из возможных средств (в общем случае, меньше негативного влияния
  • Оцените сколько времени нужно, чтобы решить проблему/дать возможность
  • Определите корневую причину

Не забудьте проверить следующее:

  • Проверка на соответствие стратегии — если бизнес уже выразил свою стратегию и вызов в нее не вписывается — можете дописать его в перечень допущений.
  • Фильтрация мало значимых проблем — не засоряйте мелочами документ. Если есть несколько разных мелких проблем у которых есть нечто общее — объедините.
  • Выявление корневых причин — вам не стоят останавливаться на промежуточных цепочках, ройте в корень (если это не опасно)