Risk

Введение

Риск — вероятное наступления неблагоприятного события. В случае реализации приносит ущерб или убыток. Риск – это негативная зеркальная копия Возможности.

Мы понимаем что риск — отражает негативный аспект Вызова. Один и тот же риск может быть следствием нескольких вызовов. Принципы работы с рисками и возможностями, их оценка и классификация практически идентичны. Их единственное отличие — это знак оценки.

Почему нужно описывать риски

Риск — это элемент мотивации бизнеса и помогает нам определить следующие моменты:

  • Описанная стратегия реагирования на риск помогает выработать правильные решения
  • Описание риска дает нам понимание причины появления определенных изменений в бизнесе.
  • Дает аргументацию вероятных потерь — это нужно для аргументации затрат на реализацию изменений

Если в ходе обсуждения с бизнесом что была выбрана стратегия принятия риска — это важно записать в Out of Scope. Кто же будет вспоминать что бизнес сказал “да ну его, мы ничего не будем делать” когда риск сработает и ударит больно по бизнесу?

Итеративность в анализе рисков

При анализе рисков нужно учитывать не только риски определенные существующим положением вещей — но и риски от вносимых изменений. Новое решение привносит изменение, создает новые компоненты и связи – а значит появляются новые риски. Вернитесь к разделу рисков после формирования решения и определите какие новые риски следует учесть.

Цикл “риск -> решение -> изменение -> риск” может стать бесконечным приключением. Вы должны определить разумное ограничение по количеству итераций и копанию вглубь. Критерием для остановки станет сходимость рисков — могут остаться незначительные или маловероятные риски.

Модель риска

То что вы сможете описать — вы сможете описать. Давайте посмотрим на то что вы можете формализовать в документе или в таблице рисков.

Описательная часть:

  • Название риска
  • Описание риска

Оценка

  • Вероятность
  • Описание последствий — для описания немонетарных эффектов
  • Монетарная оценка последствий
  • Вероятная монетарная оценка последствий

Упорядочивание:

  • Важность для бизнеса
  • Приоритет в проекте

Анализ

  • Перечень причин — от чего зависит данный вызов, чем он обоснован
  • Перечень заинтересованных лиц — кто заинтересован в данном вызове и как
  • Перечень объектов влияния — на какие компоненты EA оказывает влияние данный вызов.

Видение:

  • Выбор стратегии в рамках данного проекта — уменьшение вероятности наступления, подготовка к последствиям, игнорирование
  • Описание ожидаемого решения