Не знание за подполье не освобождает вас от встречи с ним за углом

Заинтересованные лица

Заинтересованные лица — одна из самых популярных тем бизнес анализа. Без заинтересованных лиц все что будет далее в документе не будет иметь основания – именно они формируют и обосновывают требования к решению. Заинтересованные лица попадают в этот список как только они соответствуют одному из критериев

  1. Они оказывают влияние не проект — финансируют его, могут начать или остановить проект, могут стать инициаторами финансовых, юридических или имиджевых потерь
  2. Они участвуют в создании проекта — выполняют работы, являются поставщиками проекта
  3. Результаты проекта влияют на них

Группы заинтересованны лиц

Какие группы заинтересованных лиц будут выделены:

  • Спонсор — кто инвестирует деньги в решение
  • Проектная команда — кто создает решение. Как будет организована и поддержана их работа?
  • Процессная команда — кто будет сопровождать решение в течении всего его жизненного цикла. Что ждет от нас поддержка, какие требования у безопасности и ответственности за инфраструктуру?
  • Пользователи — кто будет этим пользоваться. Разбейте на четко обозначенные роли. Не пропустите основные и вспомогательные роли, особенно за роли отвечающие за справочники и конфигурацию.
  • Системы — все программные и аппаратные системы с которыми вам предстоит интегрироваться должны быть рассмотрены как заинтересованные лица. Как минимум это вопросы интеграции. Представители этих систем попадут в цепочку ценности (смотри далее)
  • Природа — для проектов сталкивающихся с наружкой — солнце, ветер и погода становятся полноправными участниками. Это характерно для проектов в которых разрабатывается не только программное но и аппаратное обеспечение.
  • Цепочка ценности — кто будет поставлять информацию и ресурсы, кто будет потреблять производные продукты. Часто требования формируются на уровнях ниже и выше — хорошее понимание цепочки не позволит вам пропустить важные требования.
  • Гады и сволочи — все хотят поломать ваше решение — это злобные хакеры и нехорошие люди в бизнесе (увы, такие есть). Вы должны помнить не только про “позитивный” градус настроения — но и про тех кто будет противостоять, сопротивляться и ломать ваше решение.
  • Вендоры — при наличии мощных партнеров (Microsoft, SAP) вы можете учитывать их особые интересы и внимание. Особенно когда они являются ко-спонсорами или очень активно участвуют в вашем проекте.
  • Держатели патентов и другие тролли — проверяйте интересы держателей патентов. Если такие есть в ваших рамках. Патентные тролли могут создать вам проблему — поэтому смело можете их занести в ранний пункт или написать в скобочках (сволочь или гад на усмотрение).
  • Регуляторы — как правило это государственные структуры или особые организации которые задают стандарты и законы. Одно только слово GDPR сегодня повод для отдельного проекта.
  • Социальные группы — любые общественны организации, профсоюзы, религиозные организации — все кто могут быть затронуть или иметь специфические требования. И это может быть серьезное задачей в определенных странах
  • Мама – в этом месте мама спрашивает — покушали ли вы, не забыли ли одеть шапку, все ли у вас хорошо.  Мне бы не разрешили выпустить этот сайт если бы я это не написал. Это добрая шутка 🙂

Что нужно знать про каждое заинтересованное лицо

  • Влияние его на проект, ваш на него (Impact) – как конкретно может повлиять на проект и как вы на него
  • Примеры представителей (Representatives) – конкретные люди или абстрактные персоны
  • Общая наклонность (Attitude) – какое в целом отношение, на что нацелен (создать, получить инструмент, получить прибыль, получить успешный кейс, поломать, не дать случиться проекту)
  • Интересы (Interest) – в чем заинтересован
  • Потребности (Needs) – что нужно

Как много тут работы?

Ожидаемый объем работы: даже небольшой проект для бизнеса соберет с десяток типов заинтересованных лиц, а большой проект удвоит или утроит этот перечень. Если вы посмотрите еще раз список выше — то тут уже более 10 типов заинтересованных лиц – сколько будет конкретных заинтересованных лиц в каждом из них — зависит от специфики вашего проекта.

Что делать со списком

  • Проверить что ваши требования в проекте найдут своего Stakeholder – матрица соответствия требований к заинтересованным лицам
  • Проверить что вы хорошо понимаете интересы и как в их поддерживаете или как вы от них защищаетесь