Документ требований сам по себе — это один из инструментов гарантирования успеха проекта. Вы формируете основу для взаимопонимания и договоренностей. Но что делать если будет выбран не тот поставщик?
Что значит не тот поставщик:
- Нет нужных компетенций
- Нет опыта
- Нет достаточного количества ресурсов
- Нет соответствия цены
- Проблемы с ответственностью
- Не соответствует этика и культура ведения бизнеса.
- Коррупция
Мы все стараемся выбрать хорошего поставщика. Первое что мы делаем — это прибегаем к своему опыту. Мы выбираем проверенных поставщиков, спрашиваем рекомендации у партнеров и знакомых, обращаемся к вендорам. Чем дальше вы отходите от личного опыта общений с компанией — тем больше у вас рисков не сработаться с поставщиком.
Что в рекомендациях может не сработать:
- Чужой хороший опыт может быть уникальной комбинацией отношений и случая.
- Команда команде рознь. Позитивный опыт работы с командой А ничего не скажет о том какой вы получите опыт с командой Б. Этот риск будет работать если это проектный бизнес без сильной стандартизации процессов и инструментов. Для большинства софтверных компаний этот риск очень высокий — ротация людей, качество людей разные, людей могут вчера набрать в команду с улицы.
- Цена рекомендаций вендора. Стоит крайне осторожно относится к гарантии сформулированной как “нам этого поставщика порекомендовал Microsoft/SAP/IBM”. Тут также работает человеческий фактор, модель свой-чужой, хороший-плохой. Несмотря на все старания компаний риск человеческого фактора велик. Да и спросить с вендора вы ничего не сможете. Единственная выгода — вы всегда сможете сказать — ну если в поставщике ошибся сам вендор — что мы могли сделать?
Кое-что можно сделать. Чем выше цена вопроса и чем меньше у вас есть проверенных временем рекомендаций — тем важнее вводить реальные механизмы гарантирования успеха. Обратите внимание на дополнительные инструменты для минимизации рисков успеха
- Внешняя страховка. Для крупного проекта настоятельно рекомендую получить страховку с четкими критериями страхового случая. Определите неуспех проекта как страховой случай.
- Система штрафов за нарушения договоренностей. Обязательные штрафы за нарушения этики, коммуникаций, разглашение информации. Можно предусмотреть штрафы за нарушение сроков.
- Защита от переманивания сотрудников. Укажите штраф за найм сотрудников во время или после проекта.
- Условия оплаты – например прибыль проекта (часто это 20-40%) выплачивается только в результате успеха. Процент суммы можно определить по рыночной маржинальности.